|
Первые бензопилы (мотопилы) появились в начале XX века. Поначалу это были неуклюжие агрегаты, управляемые двумя операторами. Но прогресс в моторостроении и материаловедении позволил сделать бензопилы компактным и легким инструментом, востребованным не только в лесной сфере, для которого и создавался, но также для озеленителей и на приусадебном участке. Как и любое технически сложное устройство, современные бензопилы требуют соблюдения правил их эксплуатации и наличия определенной культуры их использования. О них нам рассказал продукт-менеджер компании Husqvarna Александр Гончаров.
1. Сердцем любой бензопилы является двигатель (как правило, это 2-тактный бензиновый, хотя встречаются 4-тактные, электрические и аккумуляторные). Наиболее массово применяемые 2-тактные двигатели требуют подготовки топлива – в неэтилированный бензин с октановым числом не ниже 90 добавляют специальную присадку, называемую 2-тактным маслом для смазки деталей двигателя (наиболее распространенная формула 1:50, то есть 20 мл масла на 1 л бензина). Экономные пользователи пытаются заменить 2-тактное масло отработкой. Не стоит этого делать: продукты износа, содержащиеся в ней, вызывают ускоренный выход из строя кривошипно-шатунного механизма двигателя и уплотнителей. Результат – дорогостоящий ремонт. Автомобильное масло не подходит для бензопилы, поскольку частота вращения современного 2-тактного двигателя доходит до 9000 об/мин и даже до 14 000 об/мин, что в 1,5–2 раза выше частоты вращения автомобильного двигателя.
2. Помимо бака для топливной смеси любая бензопила оснащена емкостью для заправки маслом для смазки цепи. В России, к сожалению, нет экологических регламентов, указывающих, чем смазывать цепи бензопил, поэтому массово используется чистое масло для 4-тактных двигателей. Но рачительному хозяину будет полезно узнать, что есть специальное, экологически чистое, биоразлагаемое масло, обеспечивающее оптимальную смазку цепи и ее скольжение по шине. Такое масло особенно актуально для тех, кто работает бензопилой «для себя», например при строительстве бревенчатого здания, где предполагается жить, или при заготовке дров, которыми будет топиться печь в доме. Для заправки бензопилы удобно использовать специальную канистру Husqvarna с двумя независимыми емкостями – для топливной смеси и масла для цепи. Благодаря удобному носику, работающему подобно пистолету на автозаправке, топливная смесь при заправке не проливается. Это позволяет не только сократить потери топлива, но и уберечь амортизаторы антивибрационной системы пилы от разрушения, если они резиновые.
3. Ответственный момент для каждого обладателя бензопилы – подготовка инструмента к работе. Считается, что цепь у бензопилы должна немного провисать. Это не так! Современные бензопилы позволяют пилить древесину и продольно, и поперечно, и носком пильной шины, поэтому провисание цепи недопустимо! Проверить натяжение просто – надо поставить собранную бензопилу на ровную горизонтальную площадку и взяться за цепь в серединной части пильной шины. Хвостовики цепи не должны выходить из паза шины, притом сама цепь должна свободно приводиться в движение рукой.
4. Один из самых сложных и важных моментов в работе с бензопилой – это запуск. Необходимо точно следовать инструкциям, а в качестве подсказки можно использовать пиктограммы на двигателе, рассказывающие об очередности этапов запуска. Если двигатель не запускается, то следует проверить наличие топлива в баке, его поступление в цилиндр (праймер), положение рычагов и проч. Некоторые владельцы после нескольких безуспешных попыток запустить бензопилу начинают нервничать, торопиться и проверять работоспособность электрической системы. Для этого они снимают крышку цилиндра, выворачивают свечу и, дергая за шнур устройства запуска, проверяют искру. В результате таких манипуляций из строя может выйти магнето.
5. По неопытности и незнанию многие пользователи совершают типичные ошибки при эксплуатации бензопилы. Например, они полагают, что при работе бензопилой на нее нужно давить или двигать шиной вперед-назад, как обычной ножовкой. Это заблуждения: бензопила прекрасно режет древесину под действием собственного веса, и пользователь лишь контролирует процесс, становясь оператором. В качестве примера распилим бревно, управляя бензопилой одной рукой. Разумеется, это лишь демонстрация возможностей техники, повторять которую категорически не рекомендуется.
6. Цепь, шина и ведущая звездочка (то есть режущая система) являются важными и наиболее дорогостоящими расходными аксессуарами бензопилы. Скорость движения цепи составляет 20 м/с (72 км/ч), так что износ элементов неизбежен. Чтобы они прослужили дольше, необходимо, например, систематически переворачивать и регулярно чистить шину. Кроме того, желательно иметь несколько сменных цепей – минимально две штуки (именно столько входит в комплект самых доступных моделей Husqvarna), а оптимально для регулярного использования – три цепи. Их поочередное использование позволит продлить общий срок службы всей режущей системы.
7. Ресурс пильной цепи зависит от многих факторов: твердости, влажности и загрязненности древесины, натяжения цепи и проч. Поэтому нельзя заранее сказать, сколько прослужит та или иная цепь. Необходимо периодически проверять ее состояние и при необходимости выполнять ее заточку. Это несложно, достаточно использовать специальный набор, включающий в себя шаблонкондуктор, который устанавливается на цепь, и набор напильников. Заточка напильниками с использованием шаблонов позволяет осуществлять правку зубьев, когда это необходимо. Применение набора в 5–7 раз увеличит срок жизни цепи по сравнению с заточкой ее на станке.
Фото: Олег Паршин
|