Мы уже рассказывали о стальных скульптурах из металлолома, созданных известными художниками. Вероятно, желание создавать нечто подобное есть и у многих наших мастеров, но, возможно, их останавливает профессионализм работ Карен Кьюсолито, Джона Лопеса и Кевина Стоуна.
Однако герои второй части нашего повествования о стальных скульптурах и скульпторах не учились в художественных школах. Они просто начали делать то, что им доставляет удовольствие.
Эндрю Уайтхед (Andrew Whitehead)
Найдите на карте мира Австралию. Юго-восточную часть материка занимает штат Новый Южный Уэльс, где недалеко от границы со штатом Виктория, в окружении десятков заповедников можно разглядеть городок Урана (Urana). Именно здесь живет отставной военный, а теперь механик городского хозяйства Эндрю Уайтхед. Он отслужил в австралийской армии 20 лет, после чего в сорокалетнем возрасте начал осваивать гражданские профессии.
В округе было столько старого железа, что однажды, в очередной раз проезжая мимо огромного ржавого бака неизвестного назначения недалеко от дома, он увидел в нем… корову. Не то чтобы она забралась туда и не могла освободиться, нет. Он, как художник, увидел корову, которую сделает из бесполезного материала. Когда полтонны железа и правда превратились в забавное животное, кто-то из приятелей порекомендовал показать ее на конкурсе скульптур фестиваля «Дух земли» в соседнем Локхарте – городке немногим больше Ураны. Эндрю отвез туда свою корову и … выиграл конкурс!
Здесь важно отметить, что в награду он получил не только грамоту местного сельсовета, но и вполне ощутимые австралийские доллары. Тогда он подумал, что во всем этом искусстве что-то есть. Да и заработать можно. О скульпторе из Ураны узнали по всей Австралии. Интервью с ним и фото его работы напечатали местные газеты. Власти городка Мутабарра из Квинсленда заказали скульптуру стригаля и двух овец.
Потом у Эндрю появилось несколько поклонников таланта, которые захотели видеть его работы на своих фермах. А затем появился «Железный наездник».
Обратите внимание, что создание всех без исключения фигур начинается с установки каркаса. Он, в свою очередь, сваривается из прочного профиля или трубы. Это важно, т. к. именно каркас удерживает всю массу, которая может достигать нескольких сотен килограммов.
Также необходимо представлять размер будущей скульптуры и примерный объем деталей в каждой ее части. Это важно для сохранения равновесия всей конструкции, когда «скелет» обрастет железным «мясом». Если скульптура опирается на несколько точек (например олень, стоящий на всех четырех ногах), то каркас можно считать достаточно устойчивым, чтобы полностью собрать на нем фигуру.
Эндрю рассказал нам, что пользуется самым обычным сварочным полуавтоматом, газовой горелкой и парой УШМ. Этот инструмент у него не первый год. Горелка часто применяется там, где нужно согнуть толстый металл, УШМ нужна при сварке и подгонке каркаса. Интересно, что сам художник почти не рисует эскизов.
Ши Жень Дян (Shi Jindian)
Мастер воздушных форм Ши Жень Дян родился в городке Юйси китайской провинции Юньнань. Почему воздушных форм – вы и сами видите: как еще назвать эту проволочную копию мотоцикла или джипа?
В отличие от «тяжелого» металла тонкие проволочные нити создают почти виртуальную картину, заставляя поверить, что это всего лишь тень объекта. Между тем интересна технология создания таких необычных проволочных скульптур.
Китайский художник путем проб и ошибок научился сначала создавать проволочное полотно вязальным крючком (!), а затем придавать объемную форму, обертывая сотканной сетью модели-болванки. Затем основа разрушается или извлекается из обтягивающей ее сетки, которая «запоминает» приданную ей форму, а вместо модели остается ее стальная «тень». Так родился его знаменитый мотоцикл CJ750 – точная копия одной из моделей «Янцзы», созданная в свою очередь китайцами на базе немецкого BMW. Так же был создан и проволочный армейский джип, на который у художника ушло несколько лет.
По словам Ши Жень Дяна, его искусство рождает истинное спокойствие, а зрители, созерцая и прикасаясь руками к его произведениям, невольно присоединяются к его состоянию умиротворения и покоя. Вот такой он, загадочный Восток.
Майк Огага Овайру (Mike Ogaga Owairu)
Мини-скульптуры нигерийца Майка Огага Овайру – это ответ тем, кто по какой-то причине не верит в свои способности.
А, по мнению Майка, они есть у всех. Своими работами художник отвечает на вопрос: «Почему мы танцуем?» Блеск и ржавчина стали, эмоции и обезличенность танцующих фигурок представляют для него, казалось бы, невозможное единение слабости и силы. Неизвестно, ответил ли художник на этот животрепещущий вопрос, но несколько движений ножницами и пара раскаленных капель «миг-мага» превратили кусочки проволоки и перфорированный лист в танцующих лилипутов.
Магия? Вполне себе. Магия созидания, магия превращения куска металла в наполненные смыслом фигуры, волшебство не только результата, но и процесса! Да, именно резка и сварка, именно решение маленьких технических задач, которые тоже суть творчество. Иная работа волнует не меньше ее результата. Вспомните, что творится, когда жмешь спусковой крючок, простите, клавишу пуска новой 230-миллиметровой «болгарки»! Легкий щелчок старта, миллисекундное гудение в недрах двухкиловаттного мотора, набор оборотов и… Она оживает у вас в руках.
Драматургия обычной резки профиля или арматуры развивается и заканчивается за несколько секунд! Это живое создание в считанные мгновения способно пройти вместе с вами путь от адажио до престиссимо. С экспрессией, достойной парней из Muse, и мощью рокеров из Metallica, разрезающей сталь на куски в сопровождении минорных вкраплений слегка проседающих оборотов и отчаянного фальцета отрезного диска. А эта почти детская радость от праздничного фейерверка сгорающего на лету железа! Вот где магия. И ради нее стоит на время отказаться даже от футбола. Том Самуи так и поступил.
Том Самуи (Tom Samui)
Том Самуи создает скульптуры из переработанных на металлолом автомобилей и мотоциклов. Уго «Эльф» открывает эту статью. Он их делает для частных заказчиков вот уже десять лет, а так как слава о его работах давно вышла за границы Орландо, то раз в месяц он и его команда навещают свалку автомобилей. Там они забивают свой грузовик разношерстными автожелезками, после чего едут сортировать свою добычу в мастерскую. Ничего из железного мусора не выбрасывается, так как, по мнению Тома, настоящий художник найдет применение любому куску металла.
Разумеется, Том работает газовой сваркой, полуавтоматом, УШМ и электроножницами. На завершающей стадии активно применяется зачистная и полировальная оснастка. Финишная обработка – покрытие лаком.
На одну скульптуру может уйти до 400 часов работы. То есть от 2 до 3 месяцев. Том настолько виртуозно создает свои скульптуры, что готов их делать размером от 1 до 10 метров и отправлять в любую точку мира. К тому же теперь заказчики могут прислать фотографию любимого кота или портрет бабушки – Том воспроизведет их в лакированном железе шестеренок, тяг и кронштейнов старого «Кадиллака» или «Харлея Дэвидсона».
Мы в «ДДД» уверены, что и на просторах нашей родины найдутся тысячи тонн невостребованного автожелеза, которое ждет своего часа. Часа славы и вашего вдохновения.
Текст: Ильдар Садыков
|