Журнал "ДрельДоДыр" №1 2016 г. - page 34

32
д
рель
д
о
д
ыр
01 / 2016
Но есть и преимущество: с ними можно
подобраться туда, где нет электропро-
водки, или пользоваться сетевым напря-
жением нельзя по технике безопасности.
Например, в подтопленном подвале или
на подвеске промышленного альпиниста
в ходе различных фасадных работ. Из года
в год увеличивается емкость аккумуля-
торов для высокопроизводительного
инструмента (сегодня существуют модели
емкостью до 9 А•ч), что позволяет долго
работать на одной зарядке беспроводным
перфоратором даже с немалой энергией
удара. Отметим, что ряд компаний выпус-
кает унифицированные аккумуляторы
(и зарядные устройства к ним) под раз-
личный электроинструмент. А значит, при-
обретать комплект инструментов одного
бренда становится все более выгодно.
Оснастка
От оснастки во многом зависят произво-
дительность труда, стоимость работ и срок
службы инструмента. Некачественный
бур может за несколько минут загубить
патрон. Похожая неприятность возникнет,
если не смазывать хвостовик, перед тем
как вставлять его на место (а как мини-
мум – не очищать от пыли и шлама). Бур
или коронка большего, чем предусмотрено
производителем перфоратора, диаметра
быстро выведут из строя ударный меха-
низм, двигатель или одновременно и то
и другое. Поэтому уберечь дорогой инстру-
мент можно правильным выбором оснаст-
ки и режима работы.
Было изобретено 5 основных типов букс
для быстрого крепления оснастки, но
массово используются лишь два из них:
SDS+ (он же SDS-plus, или «плюсовский»)
и SDS-max (он же «максовский»). Эти
стандарты были разработаны компанией
Bosch. Диаметр хвостовика у SDS-plus
10 мм, в патрон он погружается на 40 мм
и имеет четыре продольные выемки для
направляющих и фиксации шариковыми
замками. Это самый распространенный
формат, используемый на всех перфорато-
рах легкого класса и на некоторых – сред-
него. Диаметр буров такого стандарта
от 4 до 30 мм. У SDS-max диаметр хвос-
товика 18 мм, в буксу он входит на 90 мм,
а продольных выемок для направления
и фиксации у него пять. Диаметр буров –
от 12 до 80 мм, это второй по массовости
тип, применяемый в инструментах тяжело-
го класса и в отдельных моделях среднего.
Существуют переходники с SDS-plus на
SDS-max, но рекомендуют не злоупотреб-
лять ими. На ряде моделей перфораторов,
имеющих режим сверления без удара,
предусмотрено крепление не SDS-буксы,
а трехкулачкового патрона под цилиндри-
ческий хвостовик – быстрозажимного или
зубчато-венцового.
Что может поломаться?
По опыту сервисных служб, слабым зве-
ном любого перфоратора являются ствол,
боек и плунжер – они подвергаются мак-
симальным нагрузкам и ломаются чаще.
Соблюдение правил эксплуатации продлева-
ет их жизнь, но при интенсивной эксплуата-
ции инструмента визит в сервис почти неми-
нуем. Кроме того, трехрежимные перфора-
торы в режиме удара без вращения быстро
разбивают узел предустановки оснастки под
углом. Отсюда вывод: таким режимом не
следует злоупотреблять. Для интенсивной
долбежки лучше воспользоваться отбой-
ным молотком. Попытка сменить режим
до остановки вала чревата поломкой меха-
низма, так что не повторяйте чужих ошибок.
Продолжительная перегрузка способна
спалить обмотки ротора и статора двигателя
(кстати, они не ремонтируются по гарантии).
Тут потребуется его замена, перемотка обой-
дется дороже. Типичная неисправность –
перелом сетевого кабеля вблизи места его
крепления к корпусу. Зачистить, скрутить
и заизолировать провода можно, но это
плохая идея. Шнур лучше менять целиком,
во избежание электротравмы. Добавим,
что электронная плата и кнопка включения
очень живучи и почти не ломаются.
Бывает, что ремонт экономически не оправ-
дан и проще выкинуть неисправный инстру-
мент, заменив его на новый. Это относится,
КОММЕНТАРИЙ
СПЕЦИАЛИСТА
Андрей Гненный
Технический специалист компании
Stanley Black & Decker:
«Защита перфоратора от пыли – важ-
нейшее условие его долговечности.
Существуют различные решения такой
защиты. В частности, наша новая техно-
логия предполагает, что всасывающие
отверстия контура охлаждения редуктора
и двигателя располагаются подальше от
рабочей зоны. Поток воздуха внутри кор-
пуса движется по «лабиринту», так что
твердые частицы тормозятся на изгибах
и выбрасываются наружу. Двигатель поме-
щается внутрь вращающегося сетчатого
барабана, отражающего крупные частицы
шлама. Коллекторный узел сдвинут назад,
подальше от зоны прохождения охлаждаю-
щего воздушного потока. На ряде аккумуля-
торных перфораторов размещается система
принудительного пылеудаления из рабочей
зоны (по сути, встроенный пылесос). Боек
устроен так, что на его обратном ходе
клапан перекрывает всасывание загряз-
ненного воздуха в ствол. Важный момент:
такой пылезащищенный патрон позволяет
не смазывать хвостовики оснастки, а лишь
протирать их перед установкой».
1...,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33 35,36,37,38,39,40,41,42,43,44,...116
Powered by FlippingBook