Журнал "ДрельДоДыр" №1 2016 г. - page 32

30
д
рель
д
о
д
ыр
01 / 2016
мента, повышающих безопасность труда
и облегчающих техническое обслуживание.
Важный элемент перфоратора – система
экстренной остановки вращения при закли-
нивании оснастки в отверстии. Без нее
внезапная остановка бура приводит
к вращению корпуса инструмента, чрева-
тому травмой. Защита реализуется двумя
основными способами: предохранительной
муфтой на шпинделе или электронным
тормозом двигателя. Встречается и комби-
нация таких устройств.
Предохранительные муфты предельного
момента (они же муфты расцепления)
бывают двух основных видов: фрикци-
онная и пружинно-кулачковая. В первом
случае вращение передается через два
прижатых друг к другу диска, сцепленных
силой трения. При превышении заданного
усилия диски начинают проскальзывать,
и вращающий момент перестает переда-
ваться на патрон. Более надежна пружин-
но-кулачковая конструкция, основанная
на двух сжатых пружиной дисках с высту-
пами и выемками по периметру. Резкое
увеличение крутящего момента приводит
к их размыканию, сопровождающемуся
громким треском. Некоторые производи-
тели используют также шариковую (или
роликовую) муфту, обладающую лучшими
характеристиками: здесь роль зубцов игра-
ют шарики, при определенной нагрузке
выходящие из своих гнезд, и размыкаю-
щие, передающие вращение диски.
Перфоратор – инструмент, сильно вибри-
рующий. Для уменьшения вибрации есть
два пути: пассивная и активная защита
оператора. Пассивная – это резиновые
накладки на рукоятках и упругие уплот-
нения между корпусом и рукояткой (они
могут вставляться в нижней, верхней
или в обеих точках крепления рукоятки).
Способ малоэффективный, но дешевый.
Активное виброгашение дает больший
эффект. Его технических решений немало,
но все они основаны на колебаниях под-
пружиненного груза в противофазе с кор-
пусом. Груз обычно один, но используют
и более продуктивную схему с четырьмя
собранными попарно противовесами. Груз
может размещаться на корпусе или на
стволе перфоратора. Интересна антивиб-
рационная система, использующая кача-
ющий подшипник. Один штифт приводит
в движение поршень, а второй, противопо-
ложный, связан с двумя симметричными
противовесами – так что поршень и про-
тивовесы движутся во встречных направ-
лениях. Продуманная система защиты от
пыли намного продлевает жизнь перфора-
тора, и потому производители постоянно
прорабатывают этот вопрос. Они находят
разные решения, от простых до весьма
изысканных. Так, на моделях от DeWALT
на плунжер ударного механизма нанесена
кольцевая канавка для отвода воздуха.
Вследствие этого он вращается и более
равномерно изнашивается, а еще набира-
ет дополнительную (пусть и небольшую)
Нужно ли с усилием
давить на перфоратор
во время работы?
Излишнее давление на
оснастку резко уменьшает
срок жизни инструмен-
та, притом время бурения растет. Это
происходит потому, что плунжер не
успевает разогнаться и набрать нужную
кинетическую энергию, а повышенное
сопротивление вращению перегревает
обмотки двигателя и ударный механизм.
Избыточный нажим сокращает свобод-
ный ход бойка и не дает ему набрать
максимум кинетической энергии. Более
того, двигатель перегружается и начи-
нает потреблять излишний ток, хотя
скорость вращения при этом падает. Так
что пользователям, привыкшим работать
с ударными дрелями, придется избав-
ляться от привычки нажимать сильнее
(у дрели удар происходит вследствие
механического зацепления двух зуб-
чатых дисков – «трещоток» и энергия
пропорциональна давлению на рукоятку
инструмента).
!
Установка дополнительной рукоятки
1...,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31 33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,...116
Powered by FlippingBook