Стр. 21 - Журнал "ДрельДоДыр" №2 2014 г.

мены диска здесь имеется блокировка вра-
щения, позволяющая нажатием на специаль-
ную кнопку застопорить ведомую шестерню
редуктора. В продаже имеются и модели, где
блокируется не шестерня, а расцепляющая
муфта, при этом кнопку можно давить, не до-
жидаясь полной остановки диска.
Кстати, о расцепляющей муфте. Она имеется
у многих «болгарок» (обычно больших, под
оснастку диаметром 180 и 230 мм) и исполь-
зуется для предотвращения обратного удара
при заклинивании круга, т. е. защищает
инструмент от поломки, а оператора – от по-
лучения травмы. Существуют две базовые
конструкции данного узла: скользящая и
центробежная. В первом случае ведомая
шестерня соединяется со шпинделем через
фрикционные диски, которые при превыше-
нии заданной нагрузки начинают проскаль-
зывать друг относительно друга. Мотор при
этом продолжает вращаться, а отрезной или
шлифовальный круг останавливается. При
втором варианте крутящий момент начинает
передаваться на шпиндель только по дости-
жении определенных оборотов, а при резком
торможении круга (например, при заклини-
вании) муфта мгновенно расцепляет шпин-
дель и редуктор.
Оснастка крепится к шпинделю при помощи
гайки, для затяжки и отпускания которой ча-
ще всего используется специальный ключ.
Впрочем, существуют модели, не требующие
его применения. Секрет такой свободы
заключается в особой быстрозажимной гай-
ке: с ней можно справиться голыми руками.
При прогоне такое приспособление идет по
резьбе как целая деталь, но когда ее нижняя
часть упирается в диск и тормозится, верх-
няя продолжает вращаться, все сильнее при-
жимая оснастку. При этом гайка не склонна
к самозатягиванию в процессе работы и от-
кручивается так же легко.
Успешной методикой снижения вибрации,
возникающей из-за неравномерного износа
диска и его отклонения от идеальной фор-
мы, можно назвать систему автоматической
балансировки оснастки. Это маслонаполнен-
ная муфта, внутри которой свободно пере-
мещаются динамически смещающие центр
тяжести стальные шарики. Увы, такая полез-
ная опция присутствует лишь на некоторых
моделях УШМ, предназначенных для интен-
сивной эксплуатации.
Регулировка частоты вращения шпинделя
нужна в основном при работе со шлифо-
вальными или зачистными кругами, когда
есть вероятность подгорания обрабатыва-
емого материала из-за высокой линейной
скорости движения абразивной оснастки.
К сожалению, такая функция встречается
далеко не у всех «болгарок», и, как правило,
изменение частоты происходит ступенчато,
а не плавно.
Дорогие модели инструмента имеют систему
(
как правило, механическую, реже электрон-
ную) аварийной остановки двигателя при
заклинивании оснастки: она защищает дви-
гатель от перегрева, а шестерни редуктора –
от разрушения. Кроме того, встречается сис-
тема принудительного сокращения выбега
диска (примерно до 3 сек.) после отключе-
ния инструмента, чтобы тот не засасывал
пыль и грязь с пола, куда его по небрежно-
сти опустили, не дожидаясь полной останов-
ки вращения двигателя. Здесь возможны
два конструктивных решения. Первое осно-
вано на трении и сделано по аналогии с ав-
томобильными тормозами: плюс такого ме-
тода заключается в простоте и дешевизне,
минус – в постепенном, но неизбежном ме-
ханическом износе тормозных муфт. Второй
вариант заключается в использовании элект-
ронной схемы торможения двигателем. При
всей очевидной эффективности здесь тоже
есть свои недостатки: относительно высокая
стоимость и возможность работы только при
наличии напряжения в сети, т. к. при отклю-
чении питания (например, выдергивании
вилки из розетки) такая система сокращения
УШМ
19
02 / 2014
Д
РЕЛЬ
Д
О
Д
ЫР