Стр. 85 - Журнал "ДрельДоДыр" №2 2014 г.

сборке агрегата будет затруднительно, а так-
же в откидных деталях, водонепроницаемых
и взрывобезопасных крышках и т. д. Между
головкой и резьбовым концом такого винта
имеется цилиндрический участок, диаметр
которого составляет примерно 70% от диа-
метра резьбы.
Установочные винты предназначены для
фиксации детали в пространстве, например,
для регулирования осевого положения зуб-
чатого колеса на валу. Установочный винт
чаще всего имеет резьбу на всей цилиндри-
ческой части. При этом один конец предназ-
начен для кручения и имеет прорезь для от-
вертки или внутренний шестигранник для
ключа, а другой обладает конической фор-
мой.
Область применения винтов с внешним либо
внутренним шестигранником весьма разно-
образна, поскольку такая конструкция в
принципе универсальна.
Винты с накатной головкой используются
при незначительном усилии зажима.
Чтобы увеличить крутящий момент, который
может развить рука человека, накатная
головка, как правило, имеет большой
диаметр, а на ее внешней части по всей
окружности выполнены ромбовидные
насечки, уменьшающие скольжение при
закручивании. Такие винты используются
в мерительном инструменте и в штативах,
где требуется частая смена положения эле-
ментов.
Специальные винты могут иметь различную
форму, размеры и параметры резьбы. Эти
крепежные элементы изготавливаются в
соответствии с требованиями конкретной
конструкции или условиями ее эксплуата-
ции.
ШПИЛЬКИ
Шпилька – цилиндрический стержень, с обе-
их сторон (либо по всей длине) которого на-
резана резьба. Различают две основные груп-
пы шпилек: для деталей с гладкими отверсти-
ями и ввинчиваемые.
Шпильки первого типа применяются в тех
случаях, когда имеется возможность вставить
этот крепежный элемент в сквозное отверс-
тие, проделанное в соединяемых деталях, и
прикрутить к нему гайки с обеих сторон. Дли-
на резьбы на концах шпильки бывает одина-
ковой или разной, а безрезьбовой цилиндри-
ческий участок может иметь как больший
диаметр, чем у резьбы, так и меньший.
Шпильки с ввинчиваемым концом использу-
ются в тех случаях, когда нужно скрепить
детали, одна из которых не имеет сквозного
отверстия. Одним концом крепежный эле-
мент вкручивается в эту часть конструкции,
после чего вторая часть прижимается к пер-
вой с помощью гайки, накручиваемой на
другой конец шпильки. Такой вариант крепе-
жа широко используется в автомобильных
двигателях внутреннего сгорания и т. д.
ШУРУПЫ
Шуруп – крепежное изделие цилиндрической
формы с головкой и специальной наружной
резьбой, которая при вкручивании формиру-
ет в отверстии внутреннюю резьбу с такими
же параметрами. Шурупы предназначены для
закручивания в изделия, прежде всего из ма-
териалов с невысокой твердостью, например,
мягкой древесины или пластмассы. А вот при
работе с твердыми породами дерева в детали
необходимо предварительно просверлить от-
верстие, диаметр которого составляет
60–70%
от диаметра резьбы.
Шурупы различаются размерами и формой
головки. В большинстве случаев между
резьбовым участком и головкой имеется
безрезьбовой промежуток большего, чем
резьба, диаметра. Такой крепеж использует-
ся тогда, когда шуруп испытывает нагрузки
на срезание или изгиб.
КРЕПЕЖ
83
02 / 2014
Д
РЕЛЬ
Д
О
Д
ЫР