Стр. 24 - Журнал "ДрельДоДыр" №2 2014 г.

На мощных «болгарках», как правило, име-
ется цепь ограничения пускового тока (без
нее при включении может выбивать защит-
ные автоматы в питающей электросети), а
также плавный пуск, предотвращающий ры-
вок инструмента при старте. Данная функ-
ция позволяет снизить нагрузку на шестер-
ни, но таит в себе некоторый подвох: если
начать работу до того, как электродвигатель
выйдет на номинальные обороты и мощ-
ность, можно запросто вывести из строя и
сам инструмент, и установленную на нем ос-
настку.
ЗАЩИТА ОТ ПЫЛИ
Абразивный (да и алмазный) диск насыщает
воздух вокруг зоны реза очень быстро летя-
щими частицами абразива, связующей суб-
станции и обрабатываемого материала. Их
попадание в подшипники или в коллектор-
ный узел двигателя резко сокращает ресурс
инструмента. Не поздоровится и обмоткам
статора с якорем, особенно если обрабаты-
вается металл: токопроводящие опилки мо-
гут не только повредить изоляцию, но и вы-
звать межвитковые замыкания.
Наиболее распространенным методом защи-
ты обмоток является их бронирование эпок-
сидными композитами, а самым популярным,
довольно простым и вместе с тем весьма эф-
фективным способом уберечь подшипники
выступает использование лабиринтных рези-
новых уплотнений.
Критический износ щеток, особенно неравно-
мерный, ведет к подгоранию токосъемных де-
талей коллектора. Чтобы уберечь инструмент
от подобных неприятностей, производители
используют два способа защиты – пассивный
(
световой индикатор навязчиво сообщает о
необходимости замены щеток) и активный
(
при критическом уровне износа щеток
инструмент попросту не включится).
Но пыль – не единственный враг двигателя.
Его крутящий момент и ресурс резко снижа-
ются при перегреве, вызванном чрезмерной
нагрузкой – например, при заклинивании ос-
настки или слишком энергичной подаче. Да-
же кратковременный перегрев может вывес-
ти обмотки из строя, поэтому в рассчитан-
ных на интенсивную эксплуатацию моделях
имеется защита от перегрузки двигателя.
Это может быть простая система, отключа-
ющая питание по достижении заданной си-
лы потребляемого тока, или более компле-
ксная, реагирующая на превышение допус-
тимой температуры обмоток. Например, у
некоторых моделей при нагреве обмоток до
130
° включается сигнальный светодиод на
корпусе, если температура достигает 160°,
то электронная схема управления двигате-
лем снижает его обороты, а при 200° агрегат
принудительно выключается.
Понятно, что в недорогих моделях бытового
класса таких контуров защиты наверняка нет,
т. к. они существенно удорожают инструмент.
22
Д
РЕЛЬ
Д
О
Д
ЫР
02 / 2014