Стр. 129 - Журнал "ДрельДоДыр" №2 2014 г.

тельной представляется версия о том, что
Дизеля элементарно «убрали» конкуренты.
Возможно, когда-нибудь историки дадут од-
нозначный ответ, что же, собственно, прои-
зошло.
Впрочем, имя Рудольфа Дизеля стало назва-
нием целого семейства мощных, надежных,
экономичных и неизменно популярных дви-
гателей – дизелей, в то время как фамилия
Форд в наше время осталась на слуху лишь
как одна из многочисленных автомобильных
марок.
От физики к лирике
Трудовой люд по всему миру исстари отно-
сится к мотору с добродушием и уважени-
ем. Вспомним слова из популярной «Пе-
сенки шофера»: «Как-нибудь дотянет
последние мили твой надежный друг и то-
варищ – мотор». Население России торже-
ственно величает «мотором» даже челове-
ческое сердце. Здесь прежде всего вспо-
минается потрясающий по художественной
силе рассказ М.А. Шолохова «Судьба чело-
века» о фронтовом шофере Андрее Соко-
лове, потерявшем на той войне всех род-
ных, хлебнувшем «горюшка по ноздри и
выше» и усыновившем беспризорного
мальчика. Случайному знакомому, от лица
которого идет повествование, он лишь по-
сетовал: «Да вот сердце у меня раскача-
лось, поршня надо менять…».
Даже сталинские пропагандисты использо-
вали народную аналогию «сердце-мотор».
В эпиграфе к данной статье процитированы
строки из бодрого «Марша Сталинской авиа-
ции», впервые прозвучавшие в 1923 году:
он стал официальным гимном Военно-воз-
душных сил СССР.
На бедовом московском сленге выражение
«
поехать на моторе» традиционно означает
взять такси. Не обошли мотор своим внима-
нием и российские любители черного юмо-
ра. Характерный пример: «Граждане! Летай-
те самолетами «Аэрофлота»! Спешите! Их
осталось совсем немного». Такой вот обоб-
щенный, хотя и явно несправедливый выпад
в адрес авиационных двигателей отечествен-
ного производства.
Где же инерция?
Напоследок, по традиции, веселая психоло-
гическая ассоциация, свидетельствующая о
настороженном отношении к моторам в бы-
лые времена. Персонаж гашековских «По-
хождений бравого солдата Швейка» полков-
ник Фридрих Краус фон Целленгут глубоко-
мысленно рассуждал перед своими офице-
рами: «Когда кончился бензин, автомобиль
вынужден был остановиться… А после этого
еще болтают об инерции, господа!»
Действительно, где тут справедливость?
МОТОР
127
02 / 2014
Д
РЕЛЬ
Д
О
Д
ЫР