Стр. 127 - Журнал "ДрельДоДыр" №2 2014 г.

В новые времена на патентные ведомства
европейских стран и Америки обрушился по-
ток заявок на изобретение вечного двигате-
ля в рамках классической механики (она же
механика Ньютона). А в Матушке России
«
успешной» работой по созданию вечного
двигателя отметился даже пламенный рево-
люционер-демократ Николай Гаврилович
Чернышевский (1828–1889 гг.). Вот таким
пестрым выглядело интернациональное со-
общество разработчиков Perpetuum Mobile!
После открытия законов термодинамики всех
изобретателей вечного двигателя можно бы-
ло с чистой совестью назвать либо искренне
заблуждающимися чудаками, либо откровен-
ными жуликами. Еще в 1775 г. Парижская
академия наук отказалась рассматривать па-
тентные заявки на Perpetuum Mobile по при-
чине научной невозможности их создания.
И уже сто с лишним лет Патентное ведом-
ство США не выдает патенты на вечный дви-
гатель. Собственно, тема закрыта.
Петр I и вечное движение
Самодержец и великий преобразователь Петр I
активно интересовался зарубежными техни-
ческими новинками и с энтузиазмом внедрял
их на благо экономики своей империи.
В 1715–1722 годы по всей Европе гремело
имя немецкого «доктора Орфиреуса» (его
настоящая фамилия Беспер), создавшего
«
самодвижущее колесо» – очередную вер-
сию Perpetuum Mobile. Псевдоизобретателю
покровительствовали сильные мира сего, в
частности, польский король, а ландграф Гес-
сен-Кассельский и вовсе поселил «ученого»
в своем замке и лично участвовал в испыта-
ниях «чудесной» машины, которая представ-
ляла собой большое колесо, постоянно вра-
щавшееся вроде как само по себе и подни-
мавшее груз. «Доктор Орфиреус» был эле-
ментарным авантюристом, но следует при-
знать, что вполне талантливым и успешным:
истории изобретательского дела знает мно-
жество подобных мистификаторов. Колесо
незаметно крутили брат и служанка «изоб-
ретателя» с помощью хитро спрятанного
тонкого шнурка. В конце концов, не поделив
доходы, они, как водится, «раскололись», и
правда выплыла наружу.
Петр I, у которого не было причин не дове-
рять «очевидцам» действия машины, плани-
ровал приобрести «самодвижущее колесо»
для России. Он говорил: «Я нимало не хулю
алхимиста, ищущего превращать металлы в
золото, механика, старающегося сыскать
вечное движение, математика, старающегося
узнавать долготу места, для того, что, изыс-
кивая чрезвычайное, они внезапно изобрета-
ют многие побочные, полезные вещи. Такого
рода людей должно всячески ободрять, а не
презирать».
По дипломатическим каналам прошли соот-
ветствующие запросы. Но наглый и алчный
псевдоизобретатель запросил столь астро-
номический гонорар, что негоция провали-
лась. Государь Петр Алексеевич планировал
пригласить «доктора Орфиреуса» в Россию,
собирался лично взглянуть на «самодвижу-
щееся колесо» в германских землях, однако,
пока суд да дело, государь российский скон-
чался. Узнай Петр I правду, его царский гнев
и «оргвыводы» нетрудно себе представить.
Повезло иноземному шарлатану! Он вполне
безбедно дожил до глубокой старости, полу-
чая приличные гонорары за демонстрацию
своего Perpetuum Mobile доверчивым прос-
такам.
Без запасных частей
Перенесемся во времена новейшие, вспомним
жизненные пути Генри Форда (1863–1947 гг.)
и Рудольфа Кристиана Карла Дизеля
(1858–1913
гг.). Первый радикально усовер-
шенствовал двигатель внутреннего сгорания,
а второй изобрел дизельный двигатель.
Имя Генри Форда в представлении не нужда-
ется: достаточно вспомнить его знаменитый
лозунг «Автомобиль для всех», выдвинутый
в начале великой эпохи автомобилестрое-
ния. Воистину легендарная личность, обла-
датель 161 патента США, разработчик про-
мышленного конвейера для поточного про-
изводства автомобилей, автор классической
книги «Моя жизнь, мои достижения» по на-
учной организации труда, переведенной на
русский язык и изданной в большевистской
России в 1924 году.
125
02 / 2014
Д
РЕЛЬ
Д
О
Д
ЫР
МОТОР
Ньютон Генри Форд Рудольф Кристиан Карл Дизель