Стр. 125 - Журнал "ДрельДоДыр" №2 2014 г.

древнейших видов боевой техники. Ее мы ви-
дим в захватывающих исторических филь-
мах, особенно голливудских – достаточно
назвать неизменно популярный фильм «Гла-
диатор» (2000 г.). Колесницами пользовались
и спортсмены на первых Олимпийских играх.
Римские императоры-триумфаторы всенеп-
ременно въезжали в города именно на колес-
ницах. Кстати, колесо сыграло основополага-
ющую роль и в развитии материальной базы
научных знаний: упомянем лишь круг астро-
лябии и компас.
Стоит нам услышать выражение «дела давно
минувших дней», в ушах невольно начинает
звучать лихая революционная песня «Эх, та-
чанка-ростовчанка, наша гордость и краса,
конармейская тачанка, все четыре колеса!».
Колесница с пулеметом ХХ века. Увы, здесь
налицо обычный «кульбит» казенных ученых,
подгоняющих исторические факты под офи-
циальную идеологию и пропаганду. Дело в
том, что тачанка на четырех колесах, оборудо-
ванная пулеметом «Максим», впервые стала
широко использоваться в боевых операциях
не Красной Армией, а летучими анархистски-
ми отрядами батьки Махно. Но это уже дру-
гой рассказ.
СМЕРТЬ НА КОЛЕСЕ
В Древнем Риме с помощью колеса людей
лишали жизни. В Средние века эта жуткая и
позорная казнь расползлась по всей Европе,
причем такая экзекуция справедливо счита-
лась самой мучительной после четвертова-
ния. Несчастным приговоренным крушили
суставы, крупные кости, а затем укладывали
на колесо, укрепленное на высоком прочном
шесте. Глядя в небеса, страдалец медленно
умирал от боли, голода, обезвоживания, а его
тело терзали птицы.
В России такой вид казни особенно пришелся
по сердцу суровому и несентиментальному
Петру I с его атрофированным чувством сост-
радания к физическому мучению ближнего.
Самодержец законодательно утвердил коле-
сование в Воинском Уставе, и людей в нашей
стране колесовали аж до XIX века. Кстати, ис-
торики воссоздали картину, как на Руси про-
текал этот процесс, но не будем пересказы-
вать подобные ужасы. Поговорим о более ве-
селом и интересном.
КОЛЕСО НА ФЛАГАХ
Постепенно колесо стало привычной частью
геральдики, эмблематики, государственной
символики и т. д. На щитах средневековых
рыцарей колесо (wheel) символизировало
благосостояние. Колесо св. Екатерины
(
Catherine Wheel) стало эмблемой героев, го-
товых претерпеть великие испытания ради
торжества христианства.
В центре государственного флага Индии
расположено темно-синее колесо. Не погру-
жаясь в бездонные глубины древней индий-
ской философии, отметим лишь, что это
«
дхармачакра» («колесо дхармы», «колесо
закона») является символом учения Будды
о пути человека к духовному просветлению.
Гораздо менее известен национальный флаг
цыган (O styago le romeng), принятый в
1971
году на I Всемирном цыганском конгрес-
се в Лондоне. В центре штандарта мы видим
колесо – «красную чакру», символ индо-
арийских корней цыганского народа. Элемен-
ты колеса (шестерни и их сегменты) стали
частью гербов многих стран, включая Ита-
лию, Анголу, Монголию, Вьетнам, Буркина-
Фасо и другие государства.
КОЛЕСО, ВДОХНОВЕНИЕ, ЮМОР
Для творческих людей образ колеса издавна
служил источником вдохновения. Вспомним
крылатое выражение «колесо истории».
Впервые оно прозвучало в «Манифесте
Коммунистической партии» создателей
теории научного коммунизма К. Маркса
(1818–1883
гг.) и Ф. Энгельса (1820–1895 гг.):
«
Средние сословия: мелкий промышлен-
ник, мелкий торговец, ремесленник и кресть-
янин – все они борются с буржуазией для то-
го, чтобы спасти свое существование от гибе-
ли как средних сословий. Они, следователь-
но, не революционны, а консервативны. Даже
более, они реакционны и стремятся повер-
нуть назад колесо истории». Потрясающий по
художественной силе образ!
Упоминание колеса встречается в названиях
многих художественных произведений. Один
из главных литературных трудов А.И. Солже-
ницына (1918–2008 гг.) о Первой мировой
войне, Февральской и Октябрьской револю-
циях 1917 года называется «Красное колесо».
Широкую международную известность полу-
чил цикл «Колесо времени» американского
писателя Роберта Джордана (1948–2007 гг.).
В России начала 2000-х годов вышла серия
документальной энциклопедической литера-
туры под общим заголовком «Колесо форту-
ны», включавшая описания громких убийств,
дерзких побегов, любовных историй и т. д.
Несть числа афоризмам, высказываниям,
шуткам и каламбурам о колесе. Великие биб-
лейские слова «Все возвращается на круги
своя» – высшая мудрость человечества, доне-
сенная нам в Ветхом Завете (Книга Екклеси-
аста, или Проповедника, гл. 1, ст. 6).
Спустившись на грешную землю, припомним
бесподобную сценку из гоголевских «Мерт-
вых душ». При въезде Павла Ивановича Чичи-
кова в губернский город NN: «…Два русских
мужика, стоявшие у дверей кабака против
гостиницы, сделали кое-какие замечания, от-
носившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к
сидевшему в нем. «Вишь ты, – сказал один
другому, – вон какое колесо! Что ты дума-
ешь, доедет то колесо, если б случилось, в
Москву или не доедет?» – «Доедет», – отве-
чал другой. – «А в Казань-то, я думаю, не до-
едет?» – «В Казань не доедет», – отвечал дру-
гой. Этим разговор и кончился».
Наконец, классическое выражение «крутиться
как белка в колесе». Тяжкий удел обитателей
муравейников-мегаполисов XXI века! А покру-
житься после трудов праведных на «чертовом
колесе» в парке «Культуры имени Отдыха»,
по определению нашей студенческой моло-
дости, вспоминая песню из эпиграфа к этому
эссе в бесподобном исполнении М. Магомае-
ва, – это лучшее лекарство от стрессов и суе-
ты водоворота столичной жизни.
«
Умный человек изобрел колесо. А еще бо-
лее умный – диван». На этой веселой нотке и
закончим до поры рассмотрение вопроса о
философско-исторической многосложности
многих, казалось бы, однозначных понятий.
Однако продолжение следует!
КОЛЕСО
123
02 / 2014
Д
РЕЛЬ
Д
О
Д
ЫР