Стр. 123 - Журнал "ДрельДоДыр" №2 2014 г.

Этимология слова «колесо» прослеживается
от древнеславянского «коло» – круг. В древ-
нейшем мире одной из самых высокоразви-
тых цивилизаций были майя, жившие на
территории нынешней Латинской Америки
(
около 2000 гг. до н. э. – 900 гг. н. э.). Их
письменность, искусство, архитектура, мате-
матическая и астрономическая системы дос-
тигли поразительных высот.
Особо отметим архитектуру майя, их города.
Сохранились остатки величественных двор-
цов, храмов и других огромных сооружений.
Разговор затеян к тому, что эти люди… не
знали колеса! Вообще! Для перевозок они
использовали животных, лодки, грубую фи-
зическую силу человека. Все грузы, включая
многотонные глыбы для строительства хра-
мов, доставляли волоком, а не на колесах.
Аналогично не знали колеса и коренные на-
роды Австралии и Южной Африки: транс-
портная революция началась у них лишь с
приходом европейцев.
РОЖДЕНИЕ КОЛЕСА
В исторических источниках колесо впервые
упоминается применительно к Месопота-
мии конца IV тысячелетия до н. э. В Между-
речье – местности между реками Тигр и
Евфрат, справедливо считающейся историка-
ми колыбелью евроазиатской цивилизации,
археологи откопали рисунки колесных пово-
зок. Колеса, вернее, их глиняные модели,
найденные в географически близких к нам
землях (в Румынии и Украине), археологи да-
тируют последней четвертью V века до н. э.
Такой, казалось бы, утилитарный предмет
приобрел у пращуров сакральный смысл.
Колесо ассоциировалось у них с вращением
небесных светил, богами, войнами и стало
символом глобального космического миро-
устройства. Так, в шумеро-семитских тради-
циях Древнего Востока колесо жизни и коле-
со Солнца являлись атрибутами солнечных
богов Ашшура, Шамаша, Ваала, а также всех
богов войны. Греки, поклоняясь богу Солн-
ца, в своих храмах трепетно вращали его
символ – светящееся колесо, а возник этот
ритуал еще у древних египтян.
Со временем родились и бесчисленные на-
родные обычаи, связанные с колесом. На-
пример, во многих странах Европы 24 июня
(
в канун летнего солнцестояния) пылающее
колесо спускали с возвышенности. В Швеции
и Шотландии перед Рождеством по улицам
катали бочку, обмазанную горящей смолой, –
это был символ рождественского солнечного
колеса. Затем ее спускали с холма. Швабы в
Германии, говорящие на особом южно-не-
мецком диалекте, для получения небесного
огня заворачивали в солому колесо от повоз-
ки, укрепляли его на вершине столба с 12 пе-
рекладинами и поджигали. Можно привести
еще множество подобных примеров!
121
02 / 2014
Д
РЕЛЬ
Д
О
Д
ЫР
КОЛЕСО