Стр. 127 - Журнал "ДрельДоДыр" №2 2013 г.

листах. Вспоминая электродрель August
Taverdon, можно понять, как это делалось в
доэлектрическую эру – небольшое сверло
крепилось на стальной лист с помощью
струбцины и вращалось с помощью ремен-
ной передачи, перекинутой через блоки.
Ременная передача уходила под потолок к
валам, вращающимся от паровых двигате-
лей или водяных мельниц. Электродвига-
тель органично вписался в эту схему.
В 1889 году Джеймс Халси (James Halsey)
из американского штата Нью-Джерси
представил вот такую вот конструкцию.
Видны все те же блоки, ременная передача
и струбцина. Но это ни в коем случае не
«
первая мобильная электродрель» – прос-
то иллюстрация одного из путей развития.
Наши современные «носимые» электродре-
ли произошли от подобных «волочимых»
предков. Кроме того, электродрель мисте-
ра Halsey – это иллюстрация того, что ста-
рые конструкции не сразу сходят со сцены.
К 1889 году схема с ремнями и блоками
стала неактуальной – пришло время гибких
валов.
В 1890 году пресса США пестрит отчетами
с Бруклинской судоверфи, где начато ис-
пользование электродрелей мощностью
2
л. с. Чтобы просверлить отверстие диа-
метром в 1 дюйм в железном листе толщи-
ной в 0,5 дюйма, нужно менее 30 секунд.
И это далеко не «первые неумелые шаги» –
электродвигатели для дрелей, работавших
на верфи, сделаны фирмой Electro Dynamic
Company, уже давно производящей элект-
родвигатели для стоматологических элект-
родрелей Samuel White.
И это не единичный пример – 29 августа
1890
года издаваемый в Лондоне журнал
«
The Electrician» пишет, что на верфях в
Халле используются электрические дрели,
созданные Уильямом Уиллатом (William
Willatt). В заметке приводится не только
описание конструкции, но и сравнение эф-
фективности использования. Отверстие ди-
аметром 2
3
/
8
дюйма (~51,2 мм) в стальном
листе бронепалубы толщиной 2
1
/
2
дюйма
(63,5
мм) сверлилось 21 минуту. И таких
отверстий надо сделать несколько десятков
тысяч. Удерживать дрель руками было не
нужно – аппарат оснащался тремя магнита-
ми, фиксирую-
щими его на
месте. Вот из-за
этих магнитов
и заварился
сыр-бор.
5
сентября 1890 года в журнале публи-
куется письмо Фредерика Роуэна
(
Frederick Rowan) из Глазго, в котором тот
выражает удивление прочитанным. Дело
в том, что чертежи такой электродрели
были напечатаны в журнале «The
Electrician» еще в 1887 году, а конструкция
изобретена и запатентована аж в 1882 го-
ду. И вообще, верфь, на которой работает
мистер Уиллат, недавно запросила и полу-
чила всю необходимую документацию на
электродрели мистера Роуэна. В ответ на
это мистер Уиллат заявил, что хотя мистер
Роуэн и получил патент в 1882 году, но это
не означает, что никто, кроме мистера Ро-
уэна, не имеет права конструировать элект-
родрели. Судя по всему, победа досталась
изобретателю из Глазго. В следующем де-
сятилетии в статьях,
посвященных элект-
родрелям для кораб-
лестроения, дрели
Frederick Rowan пока-
заны вместе с дреля-
ми более новых
конструкций.
В 1882 году все тот
же Фредерик Роуэн
из Глазго (в котором, кстати, в 1880-х жил
и учился молодой Артур Арно) создал дос-
таточно компактные электродрели, пригод-
ные для практического промышленного ис-
пользования.
Этот инструмент идеально соответствовал
поставленным задачам и использовался в
течение многих лет. Для других мест и за-
дач использовались и другие конструкции.
КТО ИЗОБРЕЛ ПЕРВУЮ ЭЛЕКТРОДРЕЛЬ?
В данном рассказе нет попытки дать ответ
на вопрос: КТО? – это просто невозможно.
Вместо этого здесь должен быть ответ на
вопрос: КАК? И частично: КОГДА?
Скорее всего, электродрель появилась где-
то в начале 1870-х, и произошло это од-
новременно в разных странах и областях
человеческой деятельности.
Если вы будете проверять имена упомяну-
тых в тексте изобретателей, то обнаружите,
что многие из них – это прославленные
ученые и инженеры своего времени. Полу-
чив в свои руки электрический ток, они
изобретали все и сразу. Они брали имею-
щиеся машины и добавляли им электро-
двигатели. А получив работающие электро-
дрели, начинали улучшать их с учетом спе-
цифики электродвигателя. Таким образом,
в период с 1870 по 1900 год было создано
много разных типов электродрелей, боль-
шинство из которых благополучно сущест-
вует и сейчас.
Мы смотрим на нашу историю через узкую
щель коротких словарных статей и реклам-
ных буклетов и потому не видим всей красо-
ты технического прогресса. Например, могли
ли вы раньше подумать, что аккумуляторные
электродрели появились раньше обычных
сетевых? Тем не менее это так. Потому что в
1870
году не было центрального электрос-
набжения, и миниатюрные стоматологичес-
кие дрели питались от аккумуляторов.
Надеюсь, что мне удалось показать,
насколько разнообразна была жизнь элект-
родрели до того, как ее «официально изоб-
рели».
127
Дрель Роуэна
Дрель Роуэна на верфи
Древняя дрель