Стр. 125 - Журнал "ДрельДоДыр" №3 2012

Упрощенная HTML-версия

123
шил почти девятимесячную поездку по Рос-
сии. Написал о ней три объемистые книги –
«Путевые впечатления в России».
Поразили писателя наши ювелиры. «Русские
мастера, – писал он, – лучшие оправщики
драгоценных камней в мире, никто лучше
них не владеет искусством оправки брилли-
антов». Из уст знаменитого путешественни-
ка, человека с эталонным для европейской
интеллигенции и аристократии вкусом, такой
комплимент дорогого стоил. Новая оптика
ой как помогла русским ювелирам достичь
вершин профессионализма.
Качество изготовления оптических прибо-
ров, включая для часовщиков и ювелиров,
поднялось тогда в России до самой высокой
мировой планки. Импорт из стран Западной
Европы компенсировал недостаток предло-
жения на национальном рынке.
За последние столетия оптические приборы
для ювелиров и часовщиков принципиально
мало изменились. Разве что появились при-
боры с подсветкой, несколько изменился
дизайн, приборы стали удобней в использо-
вании.
Увы, труд часовщика, коего мы от века при-
выкли видеть мастером уважаемым, в сте-
рильно-белоснежном халате, с лупой в гла-
зу, стал в Москве малопопулярным. Жаль!
Часовщиков в белокаменной столице сейчас
катастрофически не хватает. Остается на-
деяться – молодежь вновь потянется в эту
симпатичную, интеллигентную, еще недавно
престижную и высокооплачиваемую про-
фессию.
«Мелкоскопы» и лупы завезли!
В любезном отечестве первые микроскопы
появились в виде предметов заморских, эк-
зотичных и донельзя дорогих. Именовались
они «мелкоскопами» (хорошее, но почему-
то забытое русское слово). Вспомним люби-
мый рассказ Николая Семеновича Лескова
«Левша».
Тульские оружейники подковали металли-
ческую, заводную, танцующую от внутрен-
ней пружины блоху, сработанную мастеро-
витыми англичанами. Разглядеть ее можно
было лишь через «мелкоскоп». К подковкам
(с именами мастеров на каждой!) Левша
выковал гвоздики, которые, по его словам,
«...никакой мелкоскоп взять не может».
Пораженный государь спросил: «Где же ваш
мелкоскоп, с которым вы могли произвести
это удивление?» Левша чистосердечно
признался: «Мы – люди бедные и по беднос-
ти своей мелкоскопа не имеем, а у нас так
глаз пристрелявши». Грустно…
Но в скором времени «мелкоскопы»,
а с ними и лупы, резко удешевившись
в производстве и импорте, плавно и органич-
но вошли в жизнь россиян.
Государь Петр Алексеевич зело тому способ-
ствовал. В трудовые ремесла, научную, уни-
верситетскую работу. Главное – для бесчис-
ленных любознательных индивидуальных ис-
следователей.
«Свет мой, зеркальце! Скажи...»
«Производные» от изначальных оптических
приборов стали у наших предков самыми не-
ожиданными. А.С. Пушкин, прощаясь в VIII
главе «Евгения Онегина» со своим героем,
вспоминая начало восьмилетнего труда над
романом, написал строки, вынесенные в
эпиграф предлагаемой статьи. О каком же
«магическом кристалле» говорил любимей-
ший национальный поэт?
Начиная с середины XIX века, наверно,
в каждом городском доме появились «маги-
ческие кристаллы» – небольшие стеклянные
шары, обладавшие, по поверьям, особой
магической силой. Семьи вечерами тесно
и дружно собирались у камелька для гада-
ний, пытаясь увидеть будущее. Интересно,
таинственно! Также и Александр Сергеевич
хотел разглядеть в кристалле судьбы своих
героев. В шутку, разумеется… Быть может,
и всерьез? Господь рассудит.
Крылатое выражение «магический крис-
талл» пошло именно от Александра Серге-
евича. Жаль, что милый, симпатичный обы-
чай у нас забылся. Интернет и все диковины
НТР его точно не заменят. Давайте попробу-
ем этот обычай возродить. И в суетную
жизнь московских семей образца XXI века
вернется частичка старого, доброго, уютного
прошлого.
Тотчас к вашему седовласому автору и при-
летело воспоминание из раннего детства.
В 50-х годах прошлого века в Москве появи-
лись первые телевизоры с казенным наз-
ванием «КВН». (Бесподобные столичные
шуткари его расшифровывали: «купил –
включил – не работает»). Экранчики крохот-
ные, и для усиления оптического эффекта
к ним прилагались большие двойные полые
стеклянные линзы, заполнявшиеся дистил-
лированной водой или чистым снегом. До-
ашние доверили мне собрать свежевыпав-
ший снег для линзы. Поручением гордился
безмерно... Впечатление на всю оставшуюся
жизнь.
А рассказываю я об этом с единственной
целью: для «неэтичного», шутливого сравне-
ния с нынешними 3D телевизорами.
Улыбнитесь, друзья-читатели! Время-то
прошло с тех пор всего ничего. Не следует
нам забывать недавнее прошлое националь-
ного телевидения, неразрывно соткавшуюся
с ним многовековую историю оптики.
До встречи с продолжением истории созда-
ния изначальных оптических инструмен-
тов/приборов.